» » » » Что такое Scrum? Революционный метод управления проектами!

Что такое Scrum? Революционный метод управления проектами!


Скрам (scrum) – это методика с помощью которой можно выполнять задачи в команде быстрее и эффективнее. Достигается это благодаря новому подходу к командной работе и планированию результата. 

Эту методику изобрели 25 лет назад для разработки программного обеспечения (Швабер, Сазерленд), но сегодня она с каждым днем проникает в различные сферы бизнеса. Мне нравится скрам благодаря своей универсальности, и дисциплине, которая достигается в команде благодаря применения определенных правил (скрам-артефактов).

Как появился термин Scrum (Скрам)?

Scrum – это спортивный термин, пришедший из регби и обозначающий Схватку. В деловой сфере скрам – это схватка команды с задачей, которую нужно выполнить в ограниченный отрезок времени (deadline).

Основные участники Scrum (Скрам)

Владелец продукта (Product owner)

Владелец продукта (он же founder/ceo/project manager) – должен знать каким будет продукт или уметь донести до команды пожелания акционеров или клиентов

Команда скрам (Scrum team)

Команда – в идеале команда должна состоять из людей которые могут друг друга подменить в случае форс-мажора (команды в скрам необльшие обычно 3-10 человек).

Если у вас компания на 100 человек – можно сделать из них 10 кроссфункциональных команд, перемешав там людей из разных отделов. Задача команды быть настолько универсальной, чтобы быть в состоянии выполнить определенный законченный объем работ в проекте (increment)

Скрам-марстер (scrum-master)

Scrum-мастер – волшебник который соблюдает скрам-ритуалы и не дает команде разругаться между собой и с владельцем.

Скрам-артефакты (Scrum artefacts)

Чтобы скрам работал и задачи в организации решались эффективно, в организации должен быть Ритм (или набор ритуалов которые проводит вся команда вместе). Ритм скрам состоит из его артефактов.

Время в скрам разбивается на спринты (временные отрезки 1-4 недели). 

1.Планирование проекта – составление бэклога (Backlog grooming)

Продукт раскладывается на составные части (epics) которые состоят из пользовательских историй (user stories) – об это отдельно напишу еще. User stories дробятся на задачи, которые попадают в бэклог (общий список задач). Как правило это делает Product owner после разговора с владельцами проекта/акционерами.

2.Планирование спринта (Sprint planning meeting)

Проходит в начале каждого спринта. Обычно его организует scrum-мастер и на нем product owner садится совместно с командой и решают какую часть продукта выпустить к концу спринта, и какие задачи из бэклога нужно для этого вытащить. 

Оценка сил на спринт (оценка задач в story points)

Немаловажным вопросом во время планирования спринта является оценка временных затрат на выполнение задач. Любая задача разбивается на N количество story points (назовем их кубиками как в конструкторе, из которых можно собрать любую задачу).

По итогам выполнения стоприпоинтов строится график сгорания задач (burbdown chart) на котором четко видно как команда справляется с процессом.

Диаграмма сгорания задач / Burndown Chart
Источник: https://ru.scrum-time.com/infobase/burndown-chart.php

Синим на диаграмме сгорания отмечена идеальная линия выполнения задач, на которую и следует опираться.

Красным отмечена реальная история выполнения задач.

По шкале Y отмечают количество запланированных баллов (в данном случае), идеальные часы, количество задач и так далее.

По шкале X отмечают количество дней до окончания Sprint.

Сторипоинтами могут быть например человеко-часы, одна задача может оцениваться в 2 ч/ч а другая в 4 ч/ч.  И если над второй задачей работает 2 человека, то они сделают ее за 2 часа.

Пример, когда story points считаются в часах: у вас команда из 5 программистов, у каждого есть ~6 часов продуктивного времени за день. Итого у команды есть 30 чел-часов в сутках. Или 150 ч/ч в неделю.  Если спринт длится 1 неделю, то можно сделать 2 новых фичи (нововведений в продукте) которые оценены в 75 человеко-часов каждая (150/75=2) или 10 фич по 15 ч/ч (150/15=10).

Во время планирования спринта для product owner важно сделать 2 вещи:
1.Определить приоритетные цели для спринта
2.Грамотно оценить силы команды, разложив задачи на кубики и оценив затраты времени на них.

3.Ежедневный скрам (Daily standups)

Ежедневная планерка в формате «стендапа» – каждый член команды за 2-3 минуты рассказывает что сделал вчера, какие планы на сегодня и есть ли какие-то сложности для решение которых нужна помощь скрам-мастера. Во время таких стендапов членов команды не перебивают. Такие планерки должны быть face-to-face, если команда удаленная то обязательно веб-камеры в хорошем качестве.

4.Обзор спринта (Sprint review)

В коцне спринта в идеале предоставить готовый к использованию продукт или его часть. На встрече присутствует команд, product ownerом, скрам-мастер и владельцы проекта (по желанию).  Product owner рассказывает 3 основных вопроса: а) Какие фичи продукта были выпущены в этом спринте; б) Что сделать не успели в) Какие приоритеты на следующий спринт

5.Ретроспективы (Retrospective meeting)

Команда и product owner собираются в неформальной обстановке и обсуждается 3 вопроса:

  1. Что у команды получилось хорошо
  2. Что не прошло гладко (конфликты, проблемы и т.д.)
  3. Что нужно сделать, чтобы это улучшить

Каждому члену команды дается 3-5 минут чтобы высказаться.  Важные правила ретро: 

  • Высказываться коротко и по существу;
  • Неприкосновенность личности – говорим о фактах, а не о людях;
  • Уважаем себя и собеседника – не перебиваем!
  • Когда озвучиваем проблему, предлагаем еще свой вариант решения

10 принципов Скрам (Scrum)

1. Большие проекты делим на малые, а малые разбиваем на задачи;

2.Оцениваем затраты времени на выполнение задач

3. Месяц/квартал разбивается на промежутки (спринты), которые составляют обычно 1-4 недели;

4. По итогам спринтов выпускается готовая часть продукта (либо достигается промежуточная измеримая цель)

5. В начале нового спринта идет планирование, на котором определяются приоритетные дела, которые вытаскиваются из корзины дел (бэклога)

6.дела в корзине уже с ярлыками времени, т.е. Команда рассчитывает сколько дел они могут реально выполнить за спринт (уметь правильно рассчитать свои силы – это очень полезный навык, которые тренируется со временем)

7.в начале каждого дня проходят краткие стендапы участников команды (занимают в среднем до 10-15 мин) на них каждый участник команды делится краткими итогами дня + планами на новый (это происходит в формате монолога без перебиваний)

8. в последний день спринта подводятся итоги работы, а также проводятся ретроспективы (или ретро)

9. Cкрам это методика из семейства Agile, а значит такая же гибкая к изменениям, и поэтому вместо следования жестким спецификациям много времени уделяется получению обратной связи от клиентов и внедрения улучшений в новые версии продукта.

10. В классическом скраме еще строят график сгорания задач (burndown chart), на котором видно команда успевает в среднем выполнять задачи запланированные на спринт или нет.

С уважением Александр Цыглин,
основатель Мастер Продуктивности и проекта SkillsMarketplace.ru
(Facebook / Linkedin / Instagram / Youtube)

P.S. Если вам нужна дополнительная консультация по внедрению Scrum в вашей организации – напишите мне в Facebook, обсудим чем можем быть друг другу полезны.


Что еще почитать об управлении проектами:

Что такое скрам
Ваш браузер не отображает фреймы. Пожалуйста, посетите Что такое Scrum в MindMeister. Ссылка на карту: https://mm.tt/1305371697?t=2Gm1lk5jCG ...
Подробнее
Планирование спринта (Sprint planning meeting)
Что такое Спринт (Sprint) в Скрам (Scrum) Спринт – это промежуток времени в течение которого идет работа над запланированной работой (обычно от 1 до 4 недель). Величина спринта планируется из того как быстро вы можете завершать проекты в рамках работы ...
Подробнее
Что такое скрам (Scrum)
Скрам (scrum) – это методика с помощью которой можно выполнять задачи в команде быстрее и эффективнее. Достигается это благодаря новому подходу к командной работе и планированию результата. Эту методику изобрели 25 лет назад для разработки программного обеспечения (Швабер, Сазерленд), но ...
Подробнее
Что такое Agile
Что такое Agile Agile или аджайл (от англ. Agile – гибкий, проворный) – это методология управления проектами, в которая ориентирована на гибкость в выпуске продуктов (реализации проектов), а также ответственности каждого члена команды за общий результат. Agile-философия фундаментально отличается тем, ...
Подробнее
Управление проектами - Модель Водопад
Классическая модель управления проектами “водопад” (waterfall) основана на методах управления проектами, разработанных в 50х годах XX столетия в США. В основе этих методов лежит разделение большого на малое (создание структуры и плана проекта), а дальше планирование работ во времени (календарный ...
Подробнее