Содержание статьи
Скрам (scrum) – это методика с помощью которой можно выполнять задачи в команде быстрее и эффективнее. Достигается это благодаря новому подходу к командной работе и планированию результата.
Эту методику изобрели 25 лет назад для разработки программного обеспечения (Швабер, Сазерленд), но сегодня она с каждым днем проникает в различные сферы бизнеса. Мне нравится скрам благодаря своей универсальности, и дисциплине, которая достигается в команде благодаря применения определенных правил (скрам-артефактов).
Как появился термин Scrum (Скрам)?
Scrum – это спортивный термин, пришедший из регби и обозначающий Схватку. В деловой сфере скрам – это схватка команды с задачей, которую нужно выполнить в ограниченный отрезок времени (deadline).
Основные участники Scrum (Скрам)
Владелец продукта (Product owner)
Владелец продукта (он же founder/ceo/project manager) – должен знать каким будет продукт или уметь донести до команды пожелания акционеров или клиентов
Команда скрам (Scrum team)
Команда – в идеале команда должна состоять из людей которые могут друг друга подменить в случае форс-мажора (команды в скрам необльшие обычно 3-10 человек).
Если у вас компания на 100 человек – можно сделать из них 10 кроссфункциональных команд, перемешав там людей из разных отделов. Задача команды быть настолько универсальной, чтобы быть в состоянии выполнить определенный законченный объем работ в проекте (increment)
Скрам-марстер (scrum-master)
Scrum-мастер – волшебник который соблюдает скрам-ритуалы и не дает команде разругаться между собой и с владельцем.
Скрам-артефакты (Scrum artefacts)
Чтобы скрам работал и задачи в организации решались эффективно, в организации должен быть Ритм (или набор ритуалов которые проводит вся команда вместе). Ритм скрам состоит из его артефактов.
Время в скрам разбивается на спринты (временные отрезки 1-4 недели).
1.Планирование проекта – составление бэклога (Backlog grooming)
Продукт раскладывается на составные части (epics) которые состоят из пользовательских историй (user stories) – об это отдельно напишу еще. User stories дробятся на задачи, которые попадают в бэклог (общий список задач). Как правило это делает Product owner после разговора с владельцами проекта/акционерами.
2.Планирование спринта (Sprint planning meeting)
Проходит в начале каждого спринта. Обычно его организует scrum-мастер и на нем product owner садится совместно с командой и решают какую часть продукта выпустить к концу спринта, и какие задачи из бэклога нужно для этого вытащить.
Оценка сил на спринт (оценка задач в story points)
Немаловажным вопросом во время планирования спринта является оценка временных затрат на выполнение задач. Любая задача разбивается на N количество story points (назовем их кубиками как в конструкторе, из которых можно собрать любую задачу).
По итогам выполнения стоприпоинтов строится график сгорания задач (burbdown chart) на котором четко видно как команда справляется с процессом.

Синим на диаграмме сгорания отмечена идеальная линия выполнения задач, на которую и следует опираться.
Красным отмечена реальная история выполнения задач.
По шкале Y отмечают количество запланированных баллов (в данном случае), идеальные часы, количество задач и так далее.
По шкале X отмечают количество дней до окончания Sprint.
Сторипоинтами могут быть например человеко-часы, одна задача может оцениваться в 2 ч/ч а другая в 4 ч/ч. И если над второй задачей работает 2 человека, то они сделают ее за 2 часа.
Пример, когда story points считаются в часах: у вас команда из 5 программистов, у каждого есть ~6 часов продуктивного времени за день. Итого у команды есть 30 чел-часов в сутках. Или 150 ч/ч в неделю. Если спринт длится 1 неделю, то можно сделать 2 новых фичи (нововведений в продукте) которые оценены в 75 человеко-часов каждая (150/75=2) или 10 фич по 15 ч/ч (150/15=10).
Во время планирования спринта для product owner важно сделать 2 вещи:
1.Определить приоритетные цели для спринта
2.Грамотно оценить силы команды, разложив задачи на кубики и оценив затраты времени на них.
3.Ежедневный скрам (Daily standups)
Ежедневная планерка в формате «стендапа» – каждый член команды за 2-3 минуты рассказывает что сделал вчера, какие планы на сегодня и есть ли какие-то сложности для решение которых нужна помощь скрам-мастера. Во время таких стендапов членов команды не перебивают. Такие планерки должны быть face-to-face, если команда удаленная то обязательно веб-камеры в хорошем качестве.
4.Обзор спринта (Sprint review)
В коцне спринта в идеале предоставить готовый к использованию продукт или его часть. На встрече присутствует команд, product ownerом, скрам-мастер и владельцы проекта (по желанию). Product owner рассказывает 3 основных вопроса: а) Какие фичи продукта были выпущены в этом спринте; б) Что сделать не успели в) Какие приоритеты на следующий спринт
5.Ретроспективы (Retrospective meeting)
Команда и product owner собираются в неформальной обстановке и обсуждается 3 вопроса:
- Что у команды получилось хорошо
- Что не прошло гладко (конфликты, проблемы и т.д.)
- Что нужно сделать, чтобы это улучшить
Каждому члену команды дается 3-5 минут чтобы высказаться. Важные правила ретро:
- Высказываться коротко и по существу;
- Неприкосновенность личности – говорим о фактах, а не о людях;
- Уважаем себя и собеседника – не перебиваем!
- Когда озвучиваем проблему, предлагаем еще свой вариант решения
10 принципов Скрам (Scrum)
1. Большие проекты делим на малые, а малые разбиваем на задачи;
2.Оцениваем затраты времени на выполнение задач
3. Месяц/квартал разбивается на промежутки (спринты), которые составляют обычно 1-4 недели;
4. По итогам спринтов выпускается готовая часть продукта (либо достигается промежуточная измеримая цель)
5. В начале нового спринта идет планирование, на котором определяются приоритетные дела, которые вытаскиваются из корзины дел (бэклога)
6.дела в корзине уже с ярлыками времени, т.е. Команда рассчитывает сколько дел они могут реально выполнить за спринт (уметь правильно рассчитать свои силы – это очень полезный навык, которые тренируется со временем)
7.в начале каждого дня проходят краткие стендапы участников команды (занимают в среднем до 10-15 мин) на них каждый участник команды делится краткими итогами дня + планами на новый (это происходит в формате монолога без перебиваний)
8. в последний день спринта подводятся итоги работы, а также проводятся ретроспективы (или ретро)
9. Cкрам это методика из семейства Agile, а значит такая же гибкая к изменениям, и поэтому вместо следования жестким спецификациям много времени уделяется получению обратной связи от клиентов и внедрения улучшений в новые версии продукта.
10. В классическом скраме еще строят график сгорания задач (burndown chart), на котором видно команда успевает в среднем выполнять задачи запланированные на спринт или нет.
Для закрепления прочитанного – небольшой мультфильм о SCRUM
С уважением Александр Цыглин,
основатель Мастер Продуктивности и проекта SkillsMarketplace.ru
(Facebook / Linkedin / Instagram / Youtube)
P.S. Если вам нужна дополнительная консультация по внедрению Scrum в вашей организации – напишите мне в Facebook, обсудим чем можем быть друг другу полезны.
Что еще почитать об управлении проектами:

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее